Made in Japan

Объявление

Добро пожаловать к нам на ролевую!!!!!!! Слабонервным не входить!  
Объявление: Уважаемые гости, не проходите мимо нашей ролевой! Она совершенно новая, много свободных ролей. Также вы можете создать своего собственного персонажа Имя и пароль для рекламы. Ник: Reclame Пароль: 000000 Полезные ссылки: Список ролей Шаблон анкеты Шаблон подписи Правила!!! Время года и просто время в игре: Лето/ 13:00. Погода: хорошая, ясная, солнечная.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Made in Japan » Культура Японии » Рэндзю(гомоку-нарабэ)


Рэндзю(гомоку-нарабэ)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.shogi.by/lib/shogi/7/f/renju.jpg

0

2

История появления рэндзю
Местом рождения рэндзю считается дельта реки Хуанхэ в Китае. Время рождения - XX век до новой эры, то есть этой игре уже около 4000 лет! Это позволяет считать рэндзю одной из самых древних и простейших (по правилам) логических игр.

Под названием «пять в ряд» она широко распространена в мире и до сих пор, но имеет и массу других названий. Например, у нас в России эта игра известна как «крестики-нолики на бесконечном поле», в Швеции - «люфаршак», в Китае - «ущитси», в Германии - «гобанг», в Англии - «гомоку». В Японии она наиболее известна как «гомоку-нарабэ», а в большинстве других стран, помимо «пять в ряд», она часто называется «конект 5».

Международная Федерация Рэндзю приняла в качестве официального названия этой игры слово «рэндзю», означающее в переводе с японского «нитка жемчуга». Это название предложил 6 декабря 1899 первый пожизненный мэйдзин Гораки Токояма.

Дамы, аристократки императорского двора Японии, часто играли в рэндзю черными и белыми жемчужинами на деревянной доске. До сих пор в императорском музее города Киото находится доска, которую использовала императорская семья. На вопрос: «Не доска ли это для го?» - от служителя музея был получен отрицательный ответ.

Из средства проведения досуга аристократов императорского двора игра быстро попала в народные массы и, по свидетельствам летописцев 16-17 века, в нее играли все: от стариков до детей. Простолюдины использовали в качестве доски расчерченную песочницу и белые и черные камешки - гальку, которая в изобилии попадалась на побережье.

В древности го и рэндзю обозначались сходными иероглифами, игрались на одной и той же доске, одинаковыми фишками, поэтому сейчас довольно трудно определить, какую именно игру имел в виду тот или иной летописец. «Го» в переводе с японского означает «пять», и это вносит дополнительные трудности в определение, какая игра имеется в виду - «пять в ряд» или «го» - в древних текстах.

Где-то с середины 15 века стали встречаться разные называния в японской литературе, например, «какуго» (пять ступеней - яп.), «горэн» (пять в ряд), «госэки» (пять камней), «гомокунарабэ» (рука, ставящая пять камней) или просто «гомоку» (пять пунктов в ряд).

По свидетельствам древних историков, игра была привезена на Японские острова в 270 году нашей эры китайскими эмигрантами. Именно с рэндзю начиналось обучение детей всем другим японским играм. Попав на Японские острова, игра приобрела новое качество, японцы добавили в правила понятие фола 3x3. Данное правило существовало и для черных, и для белых, длинный ряд не являлся победой.

В период с 7 по 11 век император запретил играть в го и рэндзю иначе как во дворце в Киото. Однако в 1081 году этот запрет был снят.

Период войн в Японии и воцарение сёгуната привели к изменению статуса игр. Так, например, сёгун Токугава запретил азартные игры вроде костей, нардов и карт. Японский вариант нардов «сугороку» был практически забыт большинством японцев. По свидетельству японских историков, императорский двор, который остался в древней столице Киото, сохранил пристрастие к игре в рэндзю, однако победители самураи (двор правителя сёгуна Токугавы) переехали в Эдо и, в основном, культивировали го и сёги. Были открыты профессиональные школы по го и сёги, их главы получали от государства финансовую поддержку и даже имели посты при дворе сёгуна «го-докоро» и «сёги-докоро».

Таким образом, игры разделились на поддерживаемые сёгунатом го и сёги, которые культивировались самураями, и рэндзю - игра созидательного типа, не связанная с военными стратегиями, которая стала игрой для народа и опальной императорской семьи.

Только с эпохой Мэйдзи, реставрацией императорского двора, рэндзю вновь обретает второе рождение и получает поддержку императора. Выходят первые книги по теории рэндзю, проводятся первые соревнования на титул мэйдзина по рэндзю.

Государственная поддержка го и сёги прекращается. Все три игры уравниваются в возможностях. Теперь поддержку профессиональным школам в го, сёги и рэндзю оказывают газеты.

Первым мэйдзином по рэндзю в 1901 году стал Гораки Токояма владелец газеты «Йорозучо-хо», который оказал существенное влияние на возрождение японских традиционных игр рэндзю и карута. Третий пожизненный мэйдзин - Такаги Рокусаи - провел реформирование правил рэндзю и предложил уменьшить доску до размеров 15x15.

После Второй мировой войны в японском рэндзю не оказалось лидера, способного объединить игроков в одну федерацию, и в результате возникло четыре федерации, три из них постепенно объединились в одну федерацию «Нихон Рэндзю-Ся», однако еще одна японская федерация - «Зеннихон Рэндзю Ренмэй» - по-прежнему культивирует вариант игры на доске 19x19 и без правила фола 4x4 для черных. После Второй мировой войны профессиональная лига по рэндзю не восстановилась, и теперь большинство игроков в рэндзю имеют обычную профессию.

Перед каждой партией игроки определяют с помощью «нигири», кто будет играть каким цветом в данной партии. Один из играющих берет горсть черных камней, а другой берет горсть белых камней, и высыпают их на доску, далее игроки определяют четность камней, находящихся на доске. Если общее количество камней четное, то игроки начинают партию тем же цветом, что и до жеребьевки, если нет, то меняются цветом.

Первый ход в партии делают черные, это отличие почти всех восточных игр от европейских, где первый ход всегда делают белые. В китайской и японской мифологии белые и черные всегда рассматриваются как силы добра и зла, и партия в любой игре есть борьба и единство противоположностей, сил тьмы и света. Именно поэтому партию всегда начинают черные - силы зла бросают вызов. Белые - силы добра - отвечают на вызов и поэтому ходят вторыми.

Второе отличие то, что в рэндзю и го ходы делаются на пересечение полей, а не в клетки.

Начинающий в партии всегда имеет преимущество, до начала 20 века это преимущество было не столь заметно. Однако и в го, и в рэндзю в начале столетия ввели новые правила: в го для уравнивания шансов сторон стали добавлять «коми» - некоторое количество очков. А Такаги Рокусан предложил усовершенствовать правила рэндзю, сократив доску с 19x19 до размера 15x15, и ввести правила фола 3x3, 4x4 и длинного ряда только для черных - эти правила мы теперь называем современными классическими. Черным оставлена лишь одна выигрышная вилка 4x3, а у белых появилось новое оружие: вынужденное построение черными запрещенных вилок типа 3x3, 4x4 длинного ряда.

Традиционно в Японии существует японская система спортивных разрядов - кю и даны. Высшим разрядом (кю) считается 1-й, низшим в рэндзю - 12-й. Мастерские категории называются данами. Низший дан - 1-й, высший - 9-й. За успехи в турнирах в Японии можно получить максимально лишь 7-й дан, звания от 8-го дана и выше присваиваются только участникам матчей за высший титул мэйдзин или внесших большой вклад в развитие игры.

В современных соревнованиях мастеров (обладателей категории дан) применяют также и специальный дебютный регламент, полностью уравнивающий шансы сторон: после третьего хода (второго хода начинающего партию) его соперник имеет право поменяться с ним цветом шашек.


Правила рэндзю

Чем привлекательно рэндзю?

Прежде всего сравнительной простотой правил. Очень просто, казалось бы, построить ряд из пяти своих шашек. Неприхотливость инвентаря (можно играть ручкой на листке в клетку, ставя крестики и нолики) также позволяет игре завоевывать сердца людей различного возраста и профессий. Но по мере овладения основами, игра открывается перед нами своими все новыми и новыми, порой неожиданными сторонами.

Научиться делать ходы в рэндзю намного проще, чем в других логических играх. Постепенно же постигая его глубину, можно убедиться, что по сложности рэндзю не уступает никаким другим логическим играм, включая сёги и го. Мгновенная смена ситуаций, многоходовые, тщательно рассчитанные атаки, неожиданные защиты и красивейшие позиционные ходы - вот чем привлекает рэндзю зрелого мастера.

Кратко правила рэндзю заключаются в следующем:

1. Два игрока поочередно выставляют шашки черного и белого цветов на свободные пересечения первоначально пустого игрового поля, образованного пересечениями 15 горизонтальных и 15 вертикальных линий. До конца партии шашки остаются на своих местах. Первый ход делают черные в центр доски. Второй и третий ход делаются согласно 26 дебютам рэндзю внутрь центрального квадрата 5x5.

2. Выигравшим считается соперник, первым построивший «пятерку» (непрерывный, прямой горизонтальный, вертикальный или диагональный ряд из 5 шашек своего цвета).

3. Ничья в партии заключается в случае, когда соперники считают, что возможность другого исхода исключена (например, вся доска заставлена шашками). Любой из соперников в качестве очередного хода может отказаться выставить шашку. При отказе выставить шашку обоими соперниками подряд партия автоматически признается ничейной.

4. Фолом (запрещенным ходом) для черных как начинающих партию является построение одним ходом хотя бы двух «троек», или двух «четверок», или «длинного ряда» из шести и более шашек.

5. Для белых запрещенных ходов нет. Белые могут выиграть партию, вынудив соперника построить фол.


Терминология рэндзю

Поле для игры в рэндзю состоит из 225 пунктов игрового поля. Пять из которых помечены жирными точками: один центральный (для первого хода в партии) и четыре для форовых камней. В современном рэндзю фору обычно дают при игре мастеров (данов) против любителей (с 12-5 кю), также точки используют для более наглядной привязки диаграммы к сетке игрового поля.

Набор шашек (камней), как правило, состоит из 60 черных и 60 белых. Как показывает опыт, такого их количества бывает достаточно для выяснения отношений в подавляющем большинстве партий. При игре на соревнованиях недостающие шашки для более длинной партии могут быть предоставлены судейской коллегией, которая наблюдает за ходом турнира.

Ходы черных изображаются в рукописях черными (синими) кружочками с номерами ходов, ходы белых - красными кружочками с номерами ходов. По количеству шашек в ряду можно выделить двойки, тройки, четверки, пятерки, шестерки и т.д. Однако такая количественная классификация будет неполной и в зависимости от расположения внешних шашек может ввести в заблуждение.

Пятерка - 5 шашек одного цвета, выстроенные в непрерывный, прямой вертикальный, горизонтальный или диагональный ряд. Говоря шахматным языком, «пятерка» - это мат в партии.

Длинный ряд - непрерывный ряд из шести и более шашек одного цвета. Для белых длинный ряд, как и пятерка, является матом и приносит победу. Черным же, запрещено делать ход, ведущий к образованию длинного ряда, однако ставить победную пятерку разрешено всегда.

Четверка - ряд из четырех шашек одного цвета, который может быть достроен одним ходом до мата. Четыре шашки, стоящие подряд, которые нельзя достроить до мата, четверкой не являются. Полуоткрытая четверка - это четверка, которая может быть достроена до мата единственно возможным ходом. Также четверка бывает сплошной (4 шашки подряд) или разрывной.

Тройка - ряд из трех шашек одного цвета, который одним ходом может быть достроен до открытой (!) четверки, а потом и до мата. Открытая тройка - тройка, которая может быть достроена до открытой четверки двумя различными способами. Ясно, что лишь сплошная тройка может быть открытой. Разрывные тройки называются тобисан. «Псевдотройка» (ложная или закрытая) может превратиться лишь в полуоткрытую четверку. Псевдотройка может привести к мату только в том случае, если бы ее хозяину было предоставлено два хода подряд. Против тройки можно и нужно принимать немедленные меры, либо закрыв ее, либо превратив в псевдотройку. Конечно, сначала, прежде чем реагировать на тройку, нужно проверить, нет ли своего выигрыша на четверках. Иначе тройка может превратиться в шах, в открытую четверку, от которого нет спасения. Псевдотройка же дает сопернику один темп и, следовательно, не является средством форсированной атаки.

Формы - группировки из трех шашек, не расположенных в одну линию. Тройки и четверки являются элементами форсированной игры. Но игроки не сразу получают возможность играть в партии форсированно, отыгрывать тройки и четверки. Для получения возможности форсированной игры сначала надо получить на доске определенные конструктивные формы из нескольких пар, которые затем могут быть превращены в тройки.

Наиболее часто распространены такие треугольные образования, как треугольник, седло, угол и башня (см. рисунок). Построение правильных форм - залог хорошей базы для развития атаки. Умение выбирать нужную форму помогает преодолевать защиту соперника.

Вилка - создание одним ходом одновременно не менее двух угроз построения пятерки (т.е. созданные тройки и (или) четверки должны пересекаться в пункте построения вилка). Количество создаваемых вилкой угроз построения пятерки называется кратностью вилки.

Заметим, что фол «длинный ряд» в большинстве случаев можно считать вилкой 4x4. Таким образом, единственной разрешенной для черных является вилка 4x3.

Очень существенно для понимания рэндзю также и то, что вилка - понятие, одновременно учитывающее расположение внешних шашек и краев доски, а не только геометрическая характеристика.

Введение в правила фола черных существенно ограничило для них возможность построения выигрышных комбинаций (угроз и вилок), а белые получили дополнительное оружие борьбы - это вынужденный фол черных. Точнее, для белых некоторые их полуоткрытые четверки выполняют роль открытых четверок, от которых, как уже говорилось, нет спасения, а закрытые тройки стали выполнять роль открытых, то есть требующих немедленного реагирования. При достаточной игровой практике кажущееся вначале удивительным и сложным, правило фола становится естественным, а сам факт возможности выигрыша белыми с помощью фола черных придает шашкам рэндзю ни с чем не сравнимую красоту, обогащает игру тактически и уравнивает шансы сторон: в обмен на предоставление черным права первого хода, белые получили грозное оружие - фолы.

0


Вы здесь » Made in Japan » Культура Японии » Рэндзю(гомоку-нарабэ)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно